Photographie Scientifique comme l’Objet d’art

Chers collègues !

Nous avons de plaisir de vous inviter de participer dans une exposition de microphotographie faite à l’aide des techniques de microscopie fluorescente qui aura lieu à Saint-Pétersbourg, en juin 2 —15, 2017 !

Le but de l’exposition est d’offrir la beauté еt la spectacularité de microscopie fluorescente au grand public.

Pour participer, veuillez choisir trois photos dont vous etes l’auteur et envoyez-les par notre forme (bouton) jusqu’au 30 avril 2017 :

Nous vous prions de lire et être d’accord avec notre Convention de Licence.

De tous les photos envoyés, on va choisir 40 qui seront exposé dans la galérie « Master » au centre de Saint-Pétersbourg pendant deux semaines, accompagné des cours publics !

Merci bien pour votre participation !


Sponsors d’information

4 thoughts on “Photographie Scientifique comme l’Objet d’art”

  1. Первая выставка «Научная фотография как арт-объект»
    https://vk.com/scientific_photo

    Интересно, друзья мои, захотели ли бы Вы посетить выставку «Научная фотография как арт-объект?»
    Я захотела. Ну, у меня на это было несколько причин. Один из моих друзей-коллег (Данила Б.) принимал там участие (выставлял свою работу). Сама я тоже иногда получаю вдохновляющие микроскопические (это не размер ))) снимки в процессе своих исследований. Поэтому решила оценить, подходят ли они для таких мероприятий, а заодно присмотреться, захотела ли бы я принимать участие в таких выставках. Также мне хотелось увидеть, что такого чудесного видят другие биологи в свои микроскопы. Не так уж часто удается приобщиться к чьей-то работе: мы же все время спешим, микроскопное время по записи и пр. Ну, и вообще, всю свою научную жизнь я нахожусь в активном поиске секретов того, как рождаются научные открытия. Может быть, приобщение к изобразительному искусству приблизит меня к ответу на этот вопрос?
    Выставка проходила в арт-галерее «Мастер» на ул. Маяковского. Эта галерея необычна тем, что расположена на первом этаже, и в многочисленные высокие окна с улицы видно все, что происходит в зале. Когда я вошла внутрь, то там, к моей неожиданности (про концерт в афише ничего сказано не было), выступал ансамбль из фортепиано и ударного инструмента. Стиль музыки можно было бы назвать импровизацией. Только после того, как все пьесы были исполнены и музыканты стали собирать партитуру, стало ясно, что они исполнялись по нотам. Я подумала, что, возможно, эта музыка (мелодией назвать ее было очень сложно) олицетворяла собой спонтанный творческий процесс? Ну, или хаос, который обычно находится в голове у ученого… По стенам галереи висели фотографии, оформленные как картины, выполненные в одном стиле. Объединяющей темой был черный фон. Это были снимки биологических объектов, окрашенных флуоресцентными красителями, светящимися под воздействием лазерного луча определенной длины конфокального микроскопа. Были представлены как одиночные объекты (одноклеточные простейшие, многоклеточные полихеты или медузы), так и срезы тканей, клеточные популяции или группы объектов. После музыкальных композиций началось выступление Александры Романовой, искусствоведа и друга кого-то из организаторов. Для меня было очень любопытно узнать, как люди искусства воспринимают биологические объекты, что видят в этом необычного и как это может быть связано с искусством.
    Сначала Александра высказала недоумением тем, что «как-то скучновато (в смысле пустовато) на нашей выставке. Где цветы, шампанское? Вобщем, безобразие – на стенах висит такая красота, настоящие шедевры, искусство, а почти никто этого не видит…»
    Дальше она перешла к лекции и рассказала очень необычные (для меня) вещи из истории искусства. Я попытаюсь кратко изложить то, что удалось записать и понять. Это не дословная запись, поэтому мое понимание может несколько отличаться от того, что пытался изложить лектор. И, к сожалению, мне никакими способами с помощью букв не удастся передать ее эмоциональность и манеру изложения!
    Итак… Раньше (давным-давно) человечество относилось ко всему очень разумно. Особенно к умениям человека. И каждый занимался своим делом – художник рисовал, керамист – лепил горшки, ученый – изучал… Философы того времени все создаваемое человеком по определению считали красивым, и не разделяли такие понятия как искусство и польза (Платон, калокагатия). И если человек был умный, способный (ученый), то мог заниматься многими делами: и сплясать, и все измерить, и руки на место были приставлены (горшки лепить). Эти умения не разделялись на «высокие» и «низкие». Но все-таки это было больше исключение, чем правило. Поэтому людям приходилось сотрудничать и дополнять друг друга. Часто ученые и художники работали вместе. Изобразительное искусство было предназначено для того, чтобы правильно отобразить мир, и ценилось тем больше, чем реальнее это удавалось сделать. Художников приглашали в географические экспедиции. Ученые знали, что именно нужно запечатлеть и как это называется, а художники могли это передать средствами изобразительного искусства с помощью своих навыков и способностей. Так были созданы многие географические, медицинские, ботанические и зоологические атласы. (Возможно, кто-то из вас видел старинные учебники по биологии или медицине – картинки там – настоящие произведения искусства…)
    Однако такое соотношение ролей рухнуло в 19 в. Научно-технический прогресс, значительно увеличивший количество знаний, которые невозможно было вместить в мозг, чтобы переварить новую информацию, или что-то еще, привели к тому, что ученые стали слишком специализированы в своей области науки, и уже не могли быть всезнающими натурфилософами. А художникам конкуренцию составила фотография. Оказалось, что с ее помощью можно было получить больше и дешевле довольно реалистичных изображений… Такая ситуация привела к кризису самосознания, что вызвало появление психологии и психиатрии как наук, стремившихся примирить человечество с действительностью.
    В результате этих процессов художники престали быть нужны ученым. Те сами стали прекрасно справляться при помощи цифровых микроскопов. В то же время ученые (химики) способствовали тому, чтобы у художников появилось больше средств самовыражения. С появлением искусственных красителей краски уже не нужно было экономить и растирать в ступке. А средства для самовыражения и свою аудиторию стало возможным искать по всему земному шару. И постепенно искусство превратилось в акт чистого творчества, не имеющего такой функции как «полезность».
    И что же мы наблюдаем сейчас?
    Ученые. Они делают очень важны вещи. Капают на предметное стекло каплю воды, ставят под микроскоп, что-то там видят видят, и делают описание. Четыре инфузории поплыли вправо, две влево… Ну кому это интересно, кроме вас? Никому.
    Художники. Современный художник может намазать краски, сколько хочет и как хочет. Шваброй, попой… И это называется искусство. Главное – быть непохожим на других.
    Психологи. И тут как тут появляются психологи – к ним идут ученые и художники, которых никто не понимает. И начинается психоанализ, поиск архетипов…
    И вот результат – здесь мы видим 15 человек, из них один – ребенок… Кто сюда пришел по своему почину (не друзья уговорили, не сам участник)? А, вот вы – зачем вы пришли? Ах, музыку послушать? А вы – студенты-биофизики? Пропащие люди… Ни одного нормального человека. Даже еды нет.
    Вот неделю назад здесь была выставка по искусству – совсем другое дело – полный зал, огромные букеты, шампанское, фотографы… А выставка научного фото – (*звучит) скучно…
    И с подобным отношением ученый сталкивается постоянно в общественной (ненаучной) жизни. Произошло обесценивание личности ученого. Чтобы справиться с этим, ученый начинает нагружать свою работу дополнительными смыслами. Для научного описания объекта черно-белого фото было бы вполне достаточно. Однако, что делают ученые – красят свои объекты разными цветами («а добавлю-ка я зелененького!») И вот на наших глазах рождается новый тип художника-ученого.
    Вот если бы у кого-то из вас была жена/муж-миллионер, они напечатали бы эту фотографию (*фото одноклеточного паразита), отправили на экономический форум. И на его фоне журналисты сделали бы фото с Путиным – в тот же миг это бы засветилось во всей мировой прессе, стало суперизвестным, и все вокруг закричали бы о новом виде искусства. То, что мы здесь видим, это уникальное явление, искусство нового времени. Художники все уже сделали. Им скучно, зрителям тоже скучно… Но вы – как тайное общество – тихо собрались, пожали руки друг другу, и разошлись за свои микроскопы…
    Ученым необходимо выходить на поверхность.
    Сейчас здесь, возможно, рождается новое большое искусство…
    Любое фото, которое здесь висит, можно проанализировать с точки зрения искусствоведения. (*оказывается, наши фотографии имеют художественный смысл!) В искусствоведении есть система оценки – рисунок (линии) – передает информацию, а живопись (цвета) – эмоциональный фон. И вот, что мы видим. Черный фон картин придает изображениям единый стиль. Если говорить об архетипах, то – черный цвет объединяет два базовых понятия – это смерть (страх) и жизнь (почва, которая дает жизнь).
    (*Далее Александра охарактеризовала художественность фотокартин с точки зрения искусствоведа. Конечно, это было в виде шутки. Но ее искрометный юмор не оставил равнодушным никого. Рядом с фотографиями я разместила ее высказывания, что вы тоже частично могли ощутить атмосферу и восприятие изображений под другим ракурсом. Качество моих снимков, увы, оставляет желать лучшего, и некоторые, о которых рассказывали, я не нашла в группе вк. Так что пусть это будет стимулом для моих читателей увидеть это воочию).
    (*Выставка оставила яркое впечатление и много вопросов. Но, увы, я и не поняла, что может сделать такие мероприятия более популярными, кому это может быть интересно, готовы ли люди платить за искусство такого рода, и зачем все это нужно ученым…)

  2. Здравствуйте! На выставку можно отправлять микрофотографии только флюоресцентной микроскопии?

  3. Здравствуйте! Вы не подскажите,можно ли перерегистрироваться на выставку? Я бы хотела подправить изображения, которые добавила ранее. И какого формата нужна подпись на изображениях? Можно цифровой формат или копию с автографом,сделанным от руки? Кроме того, я хотела бы уточнить место проведения выставки, т.к. в соц.сети Вконтакте было опубликованы даты проведения в апреле, но не уточнено место проведения.
    Заранее спасибо за ответ!

    1. Здравствуйте!
      Подпись (личный логотип) можно сделать от руки электронным пером или сосканировать с бумаги. Вставьте её в (в уголок ) изображения без фона (через выделение « волшебной палочкой »).
      Присылайте обновления , пометьте в комментарии, пожалуйста, что шлёте их повторно.
      По срокам и месту выставки Вконтакте уже всё исправлено и совпадает с сайтом.

Laisser un commentaire

Votre adresse de messagerie ne sera pas publiée. Les champs obligatoires sont indiqués avec *

CAPTCHA ImageChange Image