Научная фотография как арт-объект

Уважаемые коллеги !

Мы хотим раскрыть мир цвета микрофотографии флюоресцентной микроскопии широкой публике, а также рассказать о труде и знаниях, которые необходимы, чтобы получить яркую и четкую картинку, о важности и смысле исследований и о том, что эти фотографии — не просто материал для статьи, они не менее красивы и уникальны, чем художественная фотография или живописное полотно.

Цели проекта :

Популяризация труда ученого и красоты полученных результатов; а также создание и упрочнение социальных связей внутри научного сообщества.

В рамках проекта состоится двухнедельная выставка фотографии световой микроскопии. Выставка будет сопровождаться рядом лекций ученых и искусствоведов о конфокальной микроскопии и искусстве видеть красоту микрофотографий.

Место проведения : Галерея «Мастер», Санкт-Петербург, ст.м. Чернышевская, улица Маяковского, 41 / улица Рылеева, 6.

Также результаты будут представлены Вконтакте.

Кто может участвовать :
К участию в проекте мы приглашаем ученых-авторов микрофотографий и инженеров-микроскопистов, а также лекторов, готовых доступно описать особенности работы микроскопа, особенности красителей и их использования или интересно рассказать о художественной ценности различных графических произведений.

Условия участия

Прислать нам до 3-х своих самых красивых фотографии (научная информативность снимков не столь важна), загрузив их через данную форму (кнопка).

Эти фотографии будут выставлены на наших интернет-ресурсах. По окончании срока подачи заявок специально приглашенное жюри, состоящее из художников и искусствоведов, выберет 40 работ для выставки в галерее. С авторами этих работ мы свяжемся дополнительно.

Вы можете написать свое предложение о проведении лекции по адресу expo@labnp.ru

Требования к картинам

Для выставки в интернете мы принимаем файлы JPG объёмом не более 2 Мб. Каждая картина сопровождается кратким описанием (ФИО автора, название картины, название объекта, указание использованных красителей). На каждой картине должен быть сделан автограф.

Для работ, отобранных для демонстрации в галерее, файл должен быть подготовлен в формате JPG или TIF с разрешением не менее 2500 х 3500 точек.

Сроки

Срок подачи заявок до 30 апреля 2017 года включительно.

Время проведения : 2 — 15 июня 2017 года.

Все работы будут представлены в интернете на страницах выставки. 40 лучших работ будут выставлены в художественной галерее как произведения искусства.

Важно :

Авторами и хозяевами своих фотографий останетесь Вы. Но для сбора средств нам потребуется продавать открытки, плакаты, каталоги с Вашими снимками, разумеется, с указанием авторства. Все средства пойдут на организацию выставки и сопутствующих мероприятий. Для того, чтобы у Вас не было к нам претензий, а у нас юридических трудностей, Вам нужно ознакомится с Лицензионным Соглашением и участвовать в проекте только если вы принимаете это Соглашение (ведь иначе мы не будем иметь права показывать Ваши авторские работы ни в интернете, ни, тем более, печатать их на бумаге).


Информационные спонсоры

4 thoughts on “Научная фотография как арт-объект”

  1. Первая выставка «Научная фотография как арт-объект»
    https://vk.com/scientific_photo

    Интересно, друзья мои, захотели ли бы Вы посетить выставку «Научная фотография как арт-объект?»
    Я захотела. Ну, у меня на это было несколько причин. Один из моих друзей-коллег (Данила Б.) принимал там участие (выставлял свою работу). Сама я тоже иногда получаю вдохновляющие микроскопические (это не размер ))) снимки в процессе своих исследований. Поэтому решила оценить, подходят ли они для таких мероприятий, а заодно присмотреться, захотела ли бы я принимать участие в таких выставках. Также мне хотелось увидеть, что такого чудесного видят другие биологи в свои микроскопы. Не так уж часто удается приобщиться к чьей-то работе: мы же все время спешим, микроскопное время по записи и пр. Ну, и вообще, всю свою научную жизнь я нахожусь в активном поиске секретов того, как рождаются научные открытия. Может быть, приобщение к изобразительному искусству приблизит меня к ответу на этот вопрос?
    Выставка проходила в арт-галерее «Мастер» на ул. Маяковского. Эта галерея необычна тем, что расположена на первом этаже, и в многочисленные высокие окна с улицы видно все, что происходит в зале. Когда я вошла внутрь, то там, к моей неожиданности (про концерт в афише ничего сказано не было), выступал ансамбль из фортепиано и ударного инструмента. Стиль музыки можно было бы назвать импровизацией. Только после того, как все пьесы были исполнены и музыканты стали собирать партитуру, стало ясно, что они исполнялись по нотам. Я подумала, что, возможно, эта музыка (мелодией назвать ее было очень сложно) олицетворяла собой спонтанный творческий процесс? Ну, или хаос, который обычно находится в голове у ученого… По стенам галереи висели фотографии, оформленные как картины, выполненные в одном стиле. Объединяющей темой был черный фон. Это были снимки биологических объектов, окрашенных флуоресцентными красителями, светящимися под воздействием лазерного луча определенной длины конфокального микроскопа. Были представлены как одиночные объекты (одноклеточные простейшие, многоклеточные полихеты или медузы), так и срезы тканей, клеточные популяции или группы объектов. После музыкальных композиций началось выступление Александры Романовой, искусствоведа и друга кого-то из организаторов. Для меня было очень любопытно узнать, как люди искусства воспринимают биологические объекты, что видят в этом необычного и как это может быть связано с искусством.
    Сначала Александра высказала недоумением тем, что «как-то скучновато (в смысле пустовато) на нашей выставке. Где цветы, шампанское? Вобщем, безобразие – на стенах висит такая красота, настоящие шедевры, искусство, а почти никто этого не видит…»
    Дальше она перешла к лекции и рассказала очень необычные (для меня) вещи из истории искусства. Я попытаюсь кратко изложить то, что удалось записать и понять. Это не дословная запись, поэтому мое понимание может несколько отличаться от того, что пытался изложить лектор. И, к сожалению, мне никакими способами с помощью букв не удастся передать ее эмоциональность и манеру изложения!
    Итак… Раньше (давным-давно) человечество относилось ко всему очень разумно. Особенно к умениям человека. И каждый занимался своим делом – художник рисовал, керамист – лепил горшки, ученый – изучал… Философы того времени все создаваемое человеком по определению считали красивым, и не разделяли такие понятия как искусство и польза (Платон, калокагатия). И если человек был умный, способный (ученый), то мог заниматься многими делами: и сплясать, и все измерить, и руки на место были приставлены (горшки лепить). Эти умения не разделялись на «высокие» и «низкие». Но все-таки это было больше исключение, чем правило. Поэтому людям приходилось сотрудничать и дополнять друг друга. Часто ученые и художники работали вместе. Изобразительное искусство было предназначено для того, чтобы правильно отобразить мир, и ценилось тем больше, чем реальнее это удавалось сделать. Художников приглашали в географические экспедиции. Ученые знали, что именно нужно запечатлеть и как это называется, а художники могли это передать средствами изобразительного искусства с помощью своих навыков и способностей. Так были созданы многие географические, медицинские, ботанические и зоологические атласы. (Возможно, кто-то из вас видел старинные учебники по биологии или медицине – картинки там – настоящие произведения искусства…)
    Однако такое соотношение ролей рухнуло в 19 в. Научно-технический прогресс, значительно увеличивший количество знаний, которые невозможно было вместить в мозг, чтобы переварить новую информацию, или что-то еще, привели к тому, что ученые стали слишком специализированы в своей области науки, и уже не могли быть всезнающими натурфилософами. А художникам конкуренцию составила фотография. Оказалось, что с ее помощью можно было получить больше и дешевле довольно реалистичных изображений… Такая ситуация привела к кризису самосознания, что вызвало появление психологии и психиатрии как наук, стремившихся примирить человечество с действительностью.
    В результате этих процессов художники престали быть нужны ученым. Те сами стали прекрасно справляться при помощи цифровых микроскопов. В то же время ученые (химики) способствовали тому, чтобы у художников появилось больше средств самовыражения. С появлением искусственных красителей краски уже не нужно было экономить и растирать в ступке. А средства для самовыражения и свою аудиторию стало возможным искать по всему земному шару. И постепенно искусство превратилось в акт чистого творчества, не имеющего такой функции как «полезность».
    И что же мы наблюдаем сейчас?
    Ученые. Они делают очень важны вещи. Капают на предметное стекло каплю воды, ставят под микроскоп, что-то там видят видят, и делают описание. Четыре инфузории поплыли вправо, две влево… Ну кому это интересно, кроме вас? Никому.
    Художники. Современный художник может намазать краски, сколько хочет и как хочет. Шваброй, попой… И это называется искусство. Главное – быть непохожим на других.
    Психологи. И тут как тут появляются психологи – к ним идут ученые и художники, которых никто не понимает. И начинается психоанализ, поиск архетипов…
    И вот результат – здесь мы видим 15 человек, из них один – ребенок… Кто сюда пришел по своему почину (не друзья уговорили, не сам участник)? А, вот вы – зачем вы пришли? Ах, музыку послушать? А вы – студенты-биофизики? Пропащие люди… Ни одного нормального человека. Даже еды нет.
    Вот неделю назад здесь была выставка по искусству – совсем другое дело — полный зал, огромные букеты, шампанское, фотографы… А выставка научного фото – (*звучит) скучно…
    И с подобным отношением ученый сталкивается постоянно в общественной (ненаучной) жизни. Произошло обесценивание личности ученого. Чтобы справиться с этим, ученый начинает нагружать свою работу дополнительными смыслами. Для научного описания объекта черно-белого фото было бы вполне достаточно. Однако, что делают ученые – красят свои объекты разными цветами («а добавлю-ка я зелененького!») И вот на наших глазах рождается новый тип художника-ученого.
    Вот если бы у кого-то из вас была жена/муж-миллионер, они напечатали бы эту фотографию (*фото одноклеточного паразита), отправили на экономический форум. И на его фоне журналисты сделали бы фото с Путиным – в тот же миг это бы засветилось во всей мировой прессе, стало суперизвестным, и все вокруг закричали бы о новом виде искусства. То, что мы здесь видим, это уникальное явление, искусство нового времени. Художники все уже сделали. Им скучно, зрителям тоже скучно… Но вы – как тайное общество – тихо собрались, пожали руки друг другу, и разошлись за свои микроскопы…
    Ученым необходимо выходить на поверхность.
    Сейчас здесь, возможно, рождается новое большое искусство…
    Любое фото, которое здесь висит, можно проанализировать с точки зрения искусствоведения. (*оказывается, наши фотографии имеют художественный смысл!) В искусствоведении есть система оценки – рисунок (линии) – передает информацию, а живопись (цвета) – эмоциональный фон. И вот, что мы видим. Черный фон картин придает изображениям единый стиль. Если говорить об архетипах, то – черный цвет объединяет два базовых понятия – это смерть (страх) и жизнь (почва, которая дает жизнь).
    (*Далее Александра охарактеризовала художественность фотокартин с точки зрения искусствоведа. Конечно, это было в виде шутки. Но ее искрометный юмор не оставил равнодушным никого. Рядом с фотографиями я разместила ее высказывания, что вы тоже частично могли ощутить атмосферу и восприятие изображений под другим ракурсом. Качество моих снимков, увы, оставляет желать лучшего, и некоторые, о которых рассказывали, я не нашла в группе вк. Так что пусть это будет стимулом для моих читателей увидеть это воочию).
    (*Выставка оставила яркое впечатление и много вопросов. Но, увы, я и не поняла, что может сделать такие мероприятия более популярными, кому это может быть интересно, готовы ли люди платить за искусство такого рода, и зачем все это нужно ученым…)

  2. Здравствуйте! На выставку можно отправлять микрофотографии только флюоресцентной микроскопии?

  3. Здравствуйте! Вы не подскажите,можно ли перерегистрироваться на выставку? Я бы хотела подправить изображения, которые добавила ранее. И какого формата нужна подпись на изображениях? Можно цифровой формат или копию с автографом,сделанным от руки? Кроме того, я хотела бы уточнить место проведения выставки, т.к. в соц.сети Вконтакте было опубликованы даты проведения в апреле, но не уточнено место проведения.
    Заранее спасибо за ответ!

    1. Здравствуйте!
      Подпись (личный логотип) можно сделать от руки электронным пером или сосканировать с бумаги. Вставьте её в (в уголок ) изображения без фона (через выделение «волшебной палочкой»).
      Присылайте обновления , пометьте в комментарии, пожалуйста, что шлёте их повторно.
      По срокам и месту выставки Вконтакте уже всё исправлено и совпадает с сайтом.

Comments are closed.